Ни в коем случае не являюсь и не претендую на роль эксперта по Таиланду, но некоторый опыт за эти много лет приобрёлся и этим опытом и готов поделиться — наговорю банальностей 8о)
Таиланд, страна вечного лета, Чунга-Чанга, весело живёт! Единственная страна, для которой иммиграция из Европы и США является проблемой. Наверное, для этого есть причины. Улыбчивое дружелюбное население, ненапрягающая никого древняя мудрая религия, своеобразная кухня, географическое разнообразие и относительно низкие цены — я ничего не забыл? Про дешевых проституток напоминать не надо — мы этого точно тут не ищем.
Так почему мы ездим в Таиланд, как заведённые? Да просто не нашли лучшего места.
Поехали?
Подавляющее большинство россиян в Таиланд прилетает. Читал где-то про доезды по суше, но пересечение Пакистана или Мьянмы по земле, наверно, очень интересно, но как-то стрёмно, особенно если едешь с женой и ребёнком.
Итак, летим!
Аэрофлот — раньше было дорого, но сейчас с падением рубля стало вполне удобоваримо, если покупать заранее. Правда ка отразится на ценах исчезновение активно демпинговавшего Трансаэро? наверное в сторону удорожания. Но Thai Airways с российского рынка они успели выдавить 8о (
Европейские авиаперевозчики — долго и дороговато, остаются арабские дискаунтеры на «600х мерсах» — Emirates, Etihad, Qatar.
Cathey Pacific пока не пробовали, China Southern Airlines — перебор, типа Vueling, а лететь 5-6 часов каждое плечо.
Ну или ловить горящее, этой зимой мы никуда не собирались — вот сейчас тупо смотрю на горящие недельные туры в Паттайю по 30 000 с носа и что-то опять зачесалось… Патайя нам и даром не нужна, а вот перелёт как раз столько и стоил, если за полгода покупать. Ну да ладно!
Прилетаем в БКК — Suvarnabhumi Airport — большой пересадочный узел.
Если вас посадили у дальних гейтов (наши чартеры там всегда), то топать до паспортного контроля — 30-40 минут, так что на пересадку, если она есть, надо закладывать минимум час, если дальше вы летите Bangkok Airways. Остальных перевозчиков, в том числе и AirAsia в Дон Муанг (DMK). Путь от BKK до DMK на такси занимает почти 40 минут и стоит около 500 бат. В обратную сторону мы ехали сами днём понизу и по пробкам — заняло, однако, всего час! Но закладывайте время на пересадки.
Если вы летите из БКК дальше — на Самуи или в Трат (Ко Чанг), то Аэрофлот, Thai Airways, Emirates, Etihad в Москве регистрируют багаж на Bangkok Airways, удобно, не надо забирать в Бангкоке. Но цена на внутренние перелёты у Bangkok Airways примерно в 3 раза (!!) дороже местных перевозчиков.
Т. к. прилетаем или улетаем часто поздно вечером, ночью или рано утром — полезно знать недорогие отельчики на предмет переночевать. Если это интересно — накидаю кратенькие описания.
Да, на данный момент (2015 г.) бат примерно равен 2 рублям, что поделать, у них долларовая и реально ратущая экономика. А когда-то бат был по полтиннику и цены ещё раза в два ниже чем сейчас… Эх.
Поведение.
Помимо общечеловеческих правил (не хамить, не выпендриваться, не буянить, особенно по пьяни) — ни в коем случае не надсмехайтесь на висящими везде и всюду портретами короля и королевской семьи. Король в Тае — бог. Оскорбление короля — УГОЛОВНО НАКАЗУЕМО! И имейте ввиду, что такое отношение к королю абсолютно искренне у всех тайцев, и какие-нибудь пьяные хиханки у портрета могут реально кончится полицейским участком, если не хуже. Сдадут случайные прохожие.
Так же стоит относится и к религии и к монахам. В храмах и около зачастую встречаются очень наивно сделанные скульптуры — но это такая местная традиция, не стоит над этим издеваться.
Сами монахи очень мирны и доброжелательны. Все храмы практически всегда открыты и для всех, никаких бабушек-погонялок ни разу не встречали. При входе в храм — обязательно снимать обувь. Ну это вообще-то при входе в любое жильё, и часто и в магазины принято снимать обувь.
В серьёзных монастырях женщинам лучше прикрыть плечи и руки, хотя за это никто кричать и гнать не будет, но так тут принято. Монахи в храмах часто повязывают верёвочку на руку, «сай син». Вообще то такая фенечка повязывается кем угодно, главное — с хорошими пожеланиями.
Но вот это не монах — женщинам верёвочку кидают в ладонь, либо дают на какой-нибудь буддийской картинке, свёрнутой в трубочку — монахам категорически запрещено касаться женщин, даже случайно. При этом послушницы в буддийском монастыре — нормальное явление. Женских монастырей, насколько я знаю, нет. Хотя монахини есть, но мы их не встречали.
Движение.
Во-первых левостороннее. Хотя, мне показалось, многие тайцы в глубине души правосторонни — сколько раз видели на пустой дороге едущую по встречке машину. Пикапы грузят по самое немогу, как оно вообще едет, непонятно, но даже и обгоняет.
А уж на байках, они вообще ездят как хотят. Европейцы, кстати, ещё хуже, т. к. стороны путают, а ездить не умеют. На фото ниже — 2 байк с фарангами уже выехал на встречку и через примерно 3 секунды, уворачиваясь от «падающей» сверху машины (тут уклончик больше 20 градусов) свалится с откоса. Слава богу недалеко, отделались подранными коленками.
При пересаживании с правого руля, помимо вечного включения дворников вместо поворотника и наоборот, следует помнить, что вы инстинктивно будете оставлять много места справа от себя, зато слева — двигаться впритирку, а то и цепануть стоящие слева от дороги кучи байков. Держитесь левее, ориентируйтесь по зеркалам!
По последним впечатлениям — самое безбашенное движение на крупных курортах, в частности на Пхукете. Большие пикапы (аналог наших джипов 90х годов) нагло разгоняющие встречное движение, минибасы, пролетающие мимо на скорости под 150, полное презрение к дорожной разметке, пробки, объезды-обгоны по обочинам, а ещё европейские, наголову отмороженные велосипедисты, медленно едущие по середине дороги — это сегодняшний Пхукет.
А вот Бангкок, наоборот, понравился! В нём все эти беспредельщики, по-видимому, быстро убывают по естественным причинам. Ну и пробки — это ж мегаполис.
На остальной территории — чем дальше от курортов, тем спокойнее движение. Почти все всех пропускают, ездят чинно-благородно. Среди местных дальнобоев примерно половина уже уступает дорогу, моргает поворотниками, когда можно обгонять, когда нет. Будьте вежливы и доброжелательны — и беды вас минуют.
Все «федеральные» трассы — хорошо размечены, повороты профилированы, перед ними установлены жёлтые светофоры «мигалки», указатели в подавляющем числе имеют дубль латиницей. Правда транскрипция тайских названий латиницей бывает неожиданна и наверняка отличается от той, которая есть в навигаторе или карте 8о)
При съезде «в глубинку» ситуация меняется.
Почти везде проложен асфальт или хотя бы бетон, но дорога может оказаться и узкой и очень узкой. Кроме того тайские ТУ на дорожное строительство заметно отличаются от европейских и/или наших. Если на пути следования тайской дороги попадается неотвесная гора, то дорога просто будет проложена по горе и всё, без затей. 35-градустный уклон — да пожалуйста! Зимы и гололёда то не бывает. Зато бывают проливные дожди, когда льёт так, что дорога превращается в водяной поток. А плыть почти в буквальном смысле даже по ровной дороге — неоднозначное приключение. Такие дожди лучше переждать, желательно в верхних точках дороги, т. к. их, дороги, с завидной периодичностью смывает.
Но дорожное строительство многочисленно и повсеместно — приехав, например, на Пхукет, через 4 года, вместо почти экстремальной дорожки между Банг Тао и Най Тоном обнаружили почти автостраду с отбойниками и светящейся разметкой. Правда углы поворотов и уклоны сохранили почти в первоначальном состоянии.
В целом, вполне себе можно ездить, уж точно безопаснее чем в Москве.
Итак, доехали до курорта.
Что имеем тут?
Море. Море надо различать — море-океан (Пхукет, КаоЛак) или море — Сиамский залив (всё остальное).
В океане сильней штормит (если штормит вообще), более вероятна волна (вплоть до цунами), и пожгучей планктон и всякая другая морская живность. Залив во всех отношениях поспокойнее. Пляжи везде в диапазоне от хороших до прекрасных.
Еда!
О, это настоящая тайская кухня? Дааа. Не смотря на массовое скопление невтыкающих фарангов, даже в пляжных кафешках можно встретить реально хорошую и правильную (spicy) кухню.
Что надо знать?
Названия почти всех блюд — простое перечисление основных ингридиентов и способов приготовления.
Том — суп.
Пад — жаренный на сковородке. В оригинале вообще-то в воке, но это вот уже редко соблюдается.
Кун (кунг) — креветки
Пла — рыба
Гай (Кай) — курица
Муу — свинина
Талай — морепродукты, иногда «смесь», а иногда (в супчике, например) шарики, скатанные из рыбы и всего, что попалось под руку.
Кхау (произносится почти «кАо») — рис
Ям — специфический набор специй
Отсюда и названия основных блюд
Нам-пла — рыбный соус (как его делают, лучше не знать), который зачастую настаивается на мелко порезанном тайском перчике. Добавляется практически во все блюда. Рыбой не пахнет, вкус — специфический.
Том Ям Кун — Острый суп с креветками, большие порции наливаются в специальный «самовар» со свечкой внутри.
Том-Ка Гай — Суп на кокосовом молоке с курицей
Кхао Пад — жареный рис
Менее очевидные варианты:
Сом Там (папайя салат) — острый салат из зелёной папайи. Как вариация — манго салат, тоже из неспелого манго, на вкус похож.
Пад Тай — Жареная в воке рисовая лапша «по тайски», самая вкусная как раз на макашницах.
Лааб (Ларб) Кай — мелко рубленная курятина с базиликом и перцем.
Ям Сом О — острый салат из помело (неожиданно, но вкусно)
Ну
Острота.
Обычно делится на 1 перчик, 2 или 3 на порцию —
Признаки реально острого съеденного блюда — слёзы и сильный насморк. Запивать остроту пивом — не только безполезно, но и ещё хуже будет! Хорошо снимает остроту варёный рис. По правильному Том Ям подают обязательно с рисом, но это сейчас уже не выдерживается и лучше для верности заказать. И главное дождаться риса, прежде чем есть Сом Там и Том Ям Кун «спайси»!
В тяжёлых случаях хорошо помогает банана-шейк, банан+молоко+лёд+сироп измельчённые в шейкере до состояния киселя. Если совсем плохо — пол-чайной ложки сахарного песку.
В любом случае, даже если вы привыкшие, жевать перец не рекомендуется — смотрите, что вы там ложкой черпанули.
Пить — фруктовые шейки. В курортных местах от 80 до 180 бат за стакан. В диких — от 10. На макашницах — 40-50.
Макашница — телега для приготовления пищи, приделанная к байку. Выглядит непрезентабельно, но вполне съедобно и даже вкусно. Вот тут цены бывают ниже плинтуса — куриный шашлычок от 10 бат (пару раз попадалось и по 5). Есть вполне безопасно, мы, в том числе и ребёнок (с 5 лет ездит 2 раза в год) не траванулись ни разу.
Алкоголь местного производства вполне качественный. Ну вот водку по 50 бат бутылка мы, правда, не пробовали — но по рассказам вполне. Виски 100 pipers местного разлива (примерно 650 бат за 0.75) вполне себе виски, джин Гордонс, Бифитер, Бомбей — от 750 до 900 бат за 0.75 — качественные, проверено собственной печенью.
Массаж. Ну, я имею ввиду массаж, а не «массаж». То, что делают на пляже за 200-300 бат час — это, вообще то, профанация, хотя и приятная на ощупь. Найдите в месте проживания по отзывам правильный салон, и поймёте разницу! При этом цена может быть как те же 300 бат, так и 1000 и 2000 бат «в час». Как-то качество не напрямую коррелирует с ценой. Но кто ищет, тот всегда найдёт!
Да, имейте ввиду, если массаж «приятный и расслабляющий» — это типа спа-процедура, а не массаж. Хороший массаж — это довольно больно, а иногда и очень больно. Но лекарства сладкими не бывают. А массажем тайцы лечат всё! Ну или почти всё, от остеохондроза до бесплодия.
Жильё — от и до. Хотите Huts&Tents за 100-200 бат, хотите 5* или виллу за несколько тысяч евро, всё есть! Причём обе крайности может разделять просто забор. Можно бронировать заранее на множестве всяких разных сайтах, а можно и на месте, особенно в несезон.
«Несезон» — это немного поразному, но в целом апрель—май и октябрь—ноябрь. Выражается в жаре, духоте, штормах и проливных дождях. Но на самом деле вполне терпимо, не так страшно, как звучит.
Что привозить?
Лекарства, косметику — тут до сих много чего чисто натурального.
Дерево, текстиль, орхидеи, мебель.
Потихоньку, если будет время и победа над ленью, буду добавлять описания курортов, на которых мы были. Вместо названий потом будут ссылки. Пока просто названия по часовой стрелке (вокруг Сиамского залива):
Пхукет. Аццкое место, ужосающее количество народа. Но и тут можно найти тихие места.
КаоЛак. Скромно и дорого. Место отдыха Европы и японцев. Наши есть, но в разумных количествах.
На севере тая бывали?