Ликия православная!
Начало ТУТ
Малая Азия служила ареной первоначального распространения христианства, недостатка в упоминании в канонических текстах местной географии нет. Однако Мира Ликийская, безусловно, заслуживает отдельного описания. Это реальное историческое место служения Св.Николая-Чудотворца.
Так как Св. Николай, помимо всего прочего, является покровителемпутешествующих и «брачующихся» (в этом мы реально могли убедиться на собственном опыте), мимо этого места и этого имени мы не можем пройти без попытки подробного описания.
Вся информация:
1. из книги «Святитель Николай Чудотворец», составитель Фёдор Гусев, издание сретенского монастыря, М.2005
2. из интернета
3. собственных впечатлений 2001 и 2006 годов. Кроме схемы базилики Св. Николая, все картинки
наши.
Св.Николай личность не мифическая, а совершенно реальная. Вообще, исторически, по всей видимости, в Ликии жили два Николая, прославившихся своим служением Господу. Один, епископ Мирликийский (в принятой в России манере написания) жил в IV веке, а другой Святитель Николай - в VI веке. И в Житиях деятельность обоих смешалась Основная часть Жития Св. Николая несомненно относится к IV веку, но есть некоторые моменты, однозначно относящиеся к более позднему периоду.
Так, одно из «официальных» чудес, т. е. занесённых в Житие Св. Николая — это посещение Святителем Иерусалима, где он
поклонился Гробу Господню и Голгофе и перед ним чудесным образом «отверзлись Двери Храма Вознесения». Однако во времена «первого» Св. Николая Крест Господень ещё не был обретён и Храма Вознесения ещё не существовало.
Но есть и исторические даты — родился, предположительно, в 280 году в городе Патаре — это немного дальше в сторону Фетхие (Если ехать со стороны Антальи), Но большая часть жизни и все его деяния произошли в г. Мира или Миры, бывшей в те времена главным городом Ликии.
Это был период перехода римской империи от язычества к христианству, и по смене власти в Риме на христиан то начинались гонения, сопровождаемые массовыми казнями, то периоды благоволения власти к новой религии. Св. Николай и попал под антихристианские репрессии Диоклетиана (285-304), Галерия (304-311) и других, но дожил до победы императора Константина (323), прозванного позже Великим и причисленного к лику святых за окончательное установление в Римской империи христианства, как официальной религии. Кроме того, исторически зафиксированоучастие Св. Николая в первом Вселенском Соборе — в 325 году, где отличился в борьбе с арианством и др. ересями. Умер по разным данным — в 341 году или между 345 и 352 годами н.э. Был похоронен в Мирах, в соборной церкви.
После захвата территорий тогдашней Ликии мусульманами, в 1087 году мощи Св. Николая были похищены итальянцами и перевезены в г. Бар, где и находятся поныне.
Но оставим эти изыскания историкам, а мы точно не специалисты. Да и не в этом суть, наверное?
Св.Николай остался в истории и памяти даже местного, уже более тысячи лет, мусульманского населения как непререкаемый нравственный авторитет. Перечисление его деяний и чудес занимает довольно толстый том страниц в 200-300. Но даже самый заскорузлый атеист не сможет отрицать существования реального прообраза Деда Mороза (Санта-Клаус в западном мире,
Баба Ноэль — в местной транскрипции — всё это производные от «Николаус»).
Вариантов легенд о щедрости Св. Николая великое множество. Приведём парочку — первый вариант взят из Жития Св. Николая, второй излагается, что называется «по памяти».
Итак, официальная" версия:
В городе Патары жил один человек, у которого дочери, слывшие во всем городе за красавиц. Сначала он был очень богат, но потом, вследствие несчастных обстоятельств, лишился всего, что имел, и впал в крайнюю нищету. Не говоря уже о том, что ему не на что было выдать замуж своих дочерей, он не имел даже денег, чтобы приобретать себе и семейству пищу и необходимую одежду.
До чего только не доводит крайняя нищета человека, недостаточно проникнутого христианским смирением! Несчастного отца, потерявшего всякую надежду на улучшение своего положения, она привела к ужасной мысли — пожертвовать честью своих дочерей и из их красоты извлечь для себя и для них средства к существованию. Но, к его счастью, в одном с ним городе жил святой Николай, бдительно следивший за нуждами вверенной ему паствы.
(Тут маленькая нестыковка — пастырем то Св. Николай был в Мирах, а в Патаре он родился и там прошла его юность, ну да не суть).
Получив от Господа откровение о преступном намерении этого человека, он решил избавить его от телесной нищеты, чтобы тем самым спасти его и семейство от духовной погибели. Как истинный ученик и пастырь Христов, Николай задумал оказать им благодеяние так, чтобы никто не знал о нем, как благотворителе, не знал даже тот, кому он намерен был сделать добро. С христианским смирением, выраженным Спасителем в словах: Смотрите, не творите милостыни вашей пред людъми с тем, чтобы они видели вас (Мф. 6, 1),
Угодник Божий соединил глубокий жизненный опыт, зная, как тяжело принимать милостыню тем, которые от богатства вдруг переходят к крайней нищете.
Взяв большой узел с золотом, в полночь, когда несчастный отец и его дочери спали, святой Николай тихо подошел к хижине его и, отворив окно, бросил внутрь золото, а сам поспешно возвратился домой. Утром проснулся хозяин, и взор его прежде всего упал на лежавший в хижине узел с золотом. Можно представить его неожиданную радость, когда, развязав узел, он нашел в нем то, из-за чего хотел отдать на позор своих дочерей. Не веря своим глазам и думая, не сон ли это, он ощупал золото руками и, наконец, пришел к убеждению, что это действительность. Долго он думал, кто бы мог быть таким бескорыстным благодетелем, но ни на ком не мог остановиться своей мыслью.
Решив, что Промысл Божий послал ему тайного благодетеля, он горячо возблагодарил Господа и на полученное золото выдал старшую дочь замуж. Святитель Николай, когда увидел, что его благодеяние принесло надлежащие плоды, решил довести его до конца: в одну из следующих ночей он также тайно бросил через окно в хижину бедняка другой узел с золотом. Бедняк на этот раз уже не стал теряться в догадках относительно личности своего благодетеля, но прямо пал ниц на землю и возблагодарил покровителя несчастных — Господа. «Боже, Ты источник милости, — благодарил растроганный отец, — Ты строишь наше спасение. Ты прежде всего искупил меня Кровию Своею, а теперь дом мой с детьми избавляешь золотом от сети врага. Покажи мне того, кто служит здесь орудием Твоего милосердия и человеколюбной благости. Покажи мне этого земного Ангела, что охраняет нас от греховной погибели. Пусть будет известно мне, кто освобождает нас от гнетущей нас нищеты и отклоняет от задуманных дурных замыслов. По милости Твоей, оказанной мне тайно рукой угодника Твоего, я и вторую дочь выдаю замуж по закону и этим избегаю необходимости попасть в сети врага и отдать свою дочь на дурное дело».
Поблагодарив таким образом Господа, отец выдал замуж вторую дочь, твердо надеясь, что Господь таким же образом пошлет милость и для третьей его дочери. Вместе с тем он решил, во что бы то ни стало, узнать своего тайного благодетеля, чтобы достойным образом поблагодарить, и для этого не спал ночей, выжидая его появления. Недолго пришлось ему ждать. Скоро пришел в третий раз также ночью добрый пастырь Христов к хижине и, бросив в окно узел с золотом, поспешно направился домой. Но на этот раз ему не удалось скрыть своего благодеяния. Бедняк, услышав звон упавшего золота, поспешно вышел из дома и нагнал своего тайного благодетеля. Узнав в нем святого Николая, он пал к его ногам и целовал их, благодаря, как освободителя от неминуемой беды его самого и семьи. «Если бы Господь не внушил тебе этого доброго дела, — сказал он святому Николаю, — то я, несчастный, давно бы погиб вместе с дочерями, которых решился отдать на скверную жизнь. А теперь благодаря тебе мы спасены и избавлены от греховного падения».
Святой Николай поднял его и, советуя больше благодарить за милость Господа и молиться Ему, взял с него клятву никому не говорить о сделанном благодеянии.
Второй, «устный», вариант отличается тем, что Св. Николай в ночь перед Рождеством ходил по городу, переодевшись стариком, и подбрасывал бедным семьям Миры, в которых были дети, золотые яблоки, что бы порадовать их в этот светлый праздник. Одна бедная мать семейства, закрыла все двери и окна, так как мыла детей. Не имея возможности подбросить яблоко, Св. Николай взобрался на крышу и кинул золотое яблоко в дымоход. В это время мамаша развешивала над очагом детские вещи для просушки и яблоко попало в детский чулок. Так возникла традиция подкладывать рождественские подарки именно в чулок.
Впоследствии отцы семейств решили таки узнать своего благодетеля и в одну из предрождественских ночей подкараулили его. Узнав в «старике» своего епископа, они возблагодарили его и Господа- ну и так далее. Однако прекрасная традиция дарить подарки детям (и не только) в ночь перед Рождеством осталась и живёт вот уже 1700 лет.
Об истории церкви в Мирах
Вследствие частых нашествий, усилившихся в XI веке, когда многие города христианского Востока были опустошены мечом и огнем, Миры и вместе с ними Сионский храм, служивший кафедральным храмом святителя Николая, Мирликийского архиепископа, постепенно приходили в упадок. Дальнейшему запустению Мир и мирликийского храма способствовало то, что в конце XI века мощи святителя Николая — величайшая их святыня — были перенесены в италийский город Бар. В 1850 году мирликийскую церковь и гробницу святителя Николая Чудотворца посетил известный путешественник по святым местам Востока
Муравъев А. Н.
Мирликийская церковь и гробница святителя Николая Чудотворца. М., 1850;
Четвертая книжка журнала Главного управления путей сообщения и публичных зданий. 1861 г.
«Было уже за полночь, когда мы пустились в путь вслед за нашим диким провожатым (пастухом) по стезе, едва проложенной среди развалин вдоль левого берега речки и залитой дождями. Поляна Мир обратилась в обширное болото, но мы уже не смотрели на воду и все продвигались вперед к священной цели. Чудные развалины из громадных камней представлялись нам на пути, потому что, начиная от устья и до самого храма, простирались древние Миры по обеим сторонам своей живописной реки; но нам некогда было останавливаться, чтобы любоваться ими; самую речку прошли мы вброд, и, хотя совершенно промокли ноги, однако не приключилось от того никакой болезни, несмотря на то, что человек мой страдал недавно лихорадкой и сам я легко подвергаюсь простуде.
Когда нравственное чувство преодолевает физическое, тогда человек господствует лучшей своей природой над худшей. Наконец, мы увидели перед собой на довольно обширной равнине у подошвы горы, увенчанной замком, величественные развалины бывшей обители Нового Сиона, основанной дядей великого Чудотворца, и где сам он святительствовал столько лет; и сердце наше исполнилось живейшей радости. Остатки обширной ограды, сложенной из массивных камней, свидетельствуют о прежней обширности обители Мир Ликийских; теперь несколько хижин рассеяно на этом пустыре, и из них весьма недавно турки соседних селений вытеснили жителей греческих. «не более двух лет, как турки овладели всеми землями, принадлежавшими искони обители святителя Николая и которыми бесспорно владел игумен, назначаемый из Саталы от митрополита Писидийского.
Теперь всякую зиму они сходят с соседних гор и остаются до лета в Мирех на самом дворе церковном, сделав положение игумена невыносимым, и это в такое время, когда в прочих пределах державы Оттоманской христиане начали несколько отдыхать от тяжкого ига. Не приспело ли время восстановить и права бывшей кафедры великого святителя Мирликийского, возвратив земли убогой его церкви? Я слышал потом в Родосе, что во время восстания греческого один из здешних турков, доселе еще живущий, отважился сокрушить верхнюю мраморную доску, стоявшую на столбиках над гробом Чудотворца, и хотел разорить всю церковь; но был наказан скоропостижной смертью всех своих близких и впал в крайнее убожество. Этот пример сильно подействовал на прочих турков и остановил их нечестивые замыслы, а святотатец остался доныне для них свидетелем совершившейся над ним казни Божией. К несчастью моему, не было игумена в Мирех во время моего посещения, и один из его служителей, по имени Антоний, с большим усердием показал мне всю святыню. Но до двадцати вооруженных турок, тут живущих и переехавших с гор, сидели внутри монастырской ограды и на самом дворе церковном; с диким изумлением они на нас смотрели, и наше оружие не было излишним.
С южной стороны, сквозь тесные двери жилья игуменского, взошел я на двор церковный, украшенный мозаикой из мелких белых и серых камней, но уже отчасти заросший травой. Малая гробовая церковь святителя Николая, тесная и низкая, сложенная сводом из тесаных камней, и даже отчасти подземная, представилась первая моим взорам, а за ней величественные развалины Нового Сиона, бывшего кафедральным собором Чудотворца. Над низкими южными дверями церкви был иссечен крест на мраморной плите с числом 1830 года, а через сию дверь спустился я несколькими ступенями в темное преддверие святилища, отделенного стеной от внутренней его части; глубокий мрак царствовал внутри храма, и когда несколько привыкли к нему глаза наши и зажжены были три убогие лампады перед иконостасом и над самой гробницей, могли мы рассмотреть все горькое убожество и вместе сокровище неоцененное сей церкви.
Низкая четвероугольная гробница святителя, обложенная по краям мрамором, хорошо изваянным, но отчасти отбитым, с обширным отверстием посередине, отколе похищена была некогда рака, уцелела еще от буйства времени и людей. Длина ее до восьми четвертей и не более трех — ширина, а высота — одна четверть; внутри глубокая яма наполненная землей, которую я однако мог, хотя и с трудом, достать рукой. Как я уже сказал, верхняя доска сей гробницы сокрушена была турком, и разбиты малые столбики, ее поддерживавшие; но основание одного из сих столбиков и кусок от мрамора гробницы я везу с собой на родину, потому что еще до моего приезда игумен Паисий мирликийский вручил их для меня тому поверенному, которого посылал консул наш Дуччи из Родоса для освидетельствования места; но притом есть у меня письмо игумена, скрепленное тремя свидетелями на самом месте, о подлинности сих священных остатков. Еще не знаю: какой церкви столичной уделить сии сокровища!
Став на колена перед самым гробом, я прочел тропарь святителя: «Правило веры и образ кротости» и молился о его ходатайстве за державного императора, ему тезоименитого, благочестивую царицу и весь его августейший дом и за всех моих близких, особенно за носящих имя святителя; потом осмотрел внимательнее церковь и, признаюсь, грустно было то, что видел: налой стоял перед самым гробом, и на нем лежала икона святителя, но не древняя, и древней я не нашел ни одной; и тут же висело серебряное кадило, единственная ценная вещь всей церкви; все будто было готово для молебна, но некому было служить.
Иконостас кое-как сложен из досок, и в нем три иконы греческие: Спасителя, Божией Матери и святителя, не совсем дурно написанные, но уже новейшие; недостаток других заменили несколько русских печатных образов, какие продаются у Спасской башни Кремля; видно, что небогатый паломник, уклонившийся от пути палестинского, занес их сюда. В алтаре все обнажено: несколько малых икон лежало на каменном престоле, прислоненном к стенке, где совершается ежедневная литургия, когда бывает игумен.
Митрополит Нисидийский, пребывающий большей частью на острове Кастель-Россо, служит только однажды в год, в день Угодника Божия, и тогда бывает большое стечение народное со всех окрестных мест, и даже ярмарка в пустынных Мирех…
Когда я поклонился еще раз гробу святителя и вышел из его церкви, молодой послушник или служитель по имени Антоний сказал мне: «Что бы вы ни дали для сей церкви, ближе будет нашему сердцу, если восстановите нам соборную церковь Святого Сиона, и неужели вы, русские, сего не сделаете?»
Тогда он провел меня к развалинам сего Нового Сиона, прилегающим с северной стороны к гробовой церкви, и, пройдя под низкими сводами бокового придела, взошли мы во внутренность великолепного храма, достойного великого святителя. Еще сохранилась вся нижняя часть его до мраморного карниза, идущего вокруг всего здания и изящно изваянного цветами; но помост засыпан землей, и из нее выходят до половины три белые мраморные колонны, еще стоящие, обозначавшие иконостас, вероятно, открытый, как у Святой Софии Царьграда; четвертая колонна лежит тут же, на своем месте, и другие четыре малые столба стоят на месте священной трапезы, как бы ожидая только мраморной плиты для совершения богослужения, прерванного уже столько веков. Еще цело и все полукружие горнего места, вероятно, с сопрестолием и кафедрой, засыпанными землей, и даже полукупол над сей частью алтаря сохранился, но не устоит при обновлении, и только нижняя часть до карниза может оставаться в прежнем виде. Катихумены с северной стороны, или верхняя часть хор, также сохранились отчасти, и тут устроен престол во имя святого Георгия, а под ними была церковь Святых апостолов. Сам же собор, как и все так называемые «сионы» в Грузии, праздновал Успение Божией Матери, потому что к сему дню соединился собор всех апостолов на Сионе Иерусалимском. Но нижняя часть верхних катихуменов и западная совершенно обрушились. И когда изнутри церкви посмотрел я вверх, увидел, что весь карниз кругом унизан народом: турки и греки, женщины и дети, все собрались и безмолвно смотрели на посетителей, как бы в чаянии чего-либо необычайного. Да исполнится сие чаяние верных и неверных, ибо и они уважают память святителя, хотя и теснят его достояние…".
Дальнейшие сведения о мирликийском храме и гробнице святителя Николая заимствованы из статьи «Открытие и возобновление древней базилики Святителя Николая в Мирех Ликийских», из четвертой книги журнала Главного управления путей сообщения и публичных зданий. 1861 г.
Возвратившись в отечество,
Однако наша миссия устроила дело таким образом, что г-ну Дуччи предоставлен был негласный надзор и отчет в деньгах, а для местного надзора за работами избраны были старейшины из жителей острова Кастель-Россо. Едва успели отделать внутренность новой церкви, где находится гроб святителя и заказать для него мраморные украшения по древнему образцу, как вспыхнула Восточная вой-на, и работы остановились.
Только в 1858 году был опять испрошен фирман султана и выдана новая книга для сбора пожертвований, а г-н Дуччи приступил к выбору старейшин и заготовке материала. Случайно приехал в Родос из Палестины известный французский архитектор и археолог Зальцман. Г-н Дуччи пригласил его осмотреть развалины мирского храма: это спасло их от окончательного разрушения. Не имея руководителя, выборные старейшины, вместо того чтобы откопать древнюю церковь, хотели разрушить ее окончательно и из обломков выстроить новую.
Хотя было уже истрачено до тысячи рублей на эту Работу, но Зальцман решился остановить ее, и остался на шесть недель в Мирех для надзора за открытием древней базилики. Оказалось, что базилика представляет превосходный образец церковного зодчества IV столетия. Зальцман снял верные копии драгоценных фресок и мозаик, открытых им в развалинах, и составил проект реставрации здания.
Приводим план мирликийской базилики в том виде, в каком сделан он на месте г-ом Зальцманом в письмах его к г-ну Дуччи.
Мирликийская церковь (см. рисунок — план отрытой части базилики) имеет в плане вид четырехугольника, длина которого втрое более ширины; внутренность ее (cella) разделена на три части стенами с широкими отверстиями для прохода в боковые нефы (bb); стены эти заменяют колонны древних базилик. Боковые нефы (вв) оканчива-ются двумя притворами (ее) и двумя приделами (dd), украшенными живописью IV века. Перед тремя нефами (аbb) расположена внутренняя паперть (f) (еsonarthex), которой предшествует двор (f) (ехоnarthex). Постройка последнего относится к VIII или IX веку; им замещен древний атриум (atrium), разрушенный пожаром.
Подобное же расположение повторяется и во втором этаже боковых галерей, что представляет новое доказательство глубокой древности здания.
Известный французский писатель и профессор истории архитектуры г-н Ленуар основательно доказывает, что двухэтажные
базилики древнее прочих, приближаясь по своему расположению к синагогам и гражданским базиликам Рима, в которых
женщины помещались во втором этаже на хорах, в гинекее.
Помост (агеа) составлен из камней различного цвета, окаймленных мозаикой самой любопытной работы; этот помост, за исключением некоторых частей, разбитых упавшими с верха камнями, сохранился в совершенной целости; он продолжается до той части, которая отделяла неф от святилища. Святилище (g) возвышено над прочей частью здания; пол его составлен из таких же материалов, как в главном нефе, но по другому рисунку. Между нефом и святилищем расположены четыре колонны: средние две толще и выше боковых, промежутки заграждены частью мраморной балюстрадой и закрывались занавесами. В святилище находится престол (т) с сенью (ciborium) купольной формы на четырех колоннах. В апсиде расположены ступени (susella), посреди которых возвышалась кафедра епископа. Под ступенями есть проход, теперь не вполне отрытый и ведущий, вероятно, к подземной пещере, которой существование, впрочем, еще не доказано. (нет там пещеры — просто проход вокруг престола под апсидой — вставка наша).
Посреди главного нефа устроен амвон (1) для чтения Священного Писания. Прежде все здание было украшено стенной живописью; теперь она сохраняется только в угловых приделах (dd) и в двух сенях, или притворах (ее) (narthex). Эта живопись хотя принадлежит ко времени упадка искусства, но весьма интересна как единственный почти образчик того времени. Два притвора, о которых говорено выше, были отрыты при г-не Зальцмане. Один из них, с дверью в главный неф, был достаточно освещен для того, чтобы скопировать живопись: она представляет причащение. Справа шесть человек, без сомнения, апостолы, приближаются к столу, у которого стоит сам Иисус Христос, отличающийся от других пурпурной одеждой; слева то же изображение, только Иисус Христос держит в руке сосуд, который подает приобщающимся. Выражение лиц удивительно схвачено: трудно себе представить более осязательно и благоговение, и христианское смирение в одно время. Типы голов, группировка и драпировка фигур напоминают древние предания и, несмотря на некоторую тяжеловатость, общее впечатление картины величественно.
В другом приделе, направо, штукатурка, по которой писаны фрески, во многих местах отстала от стены. Несмотря на то, изображение совершенно понятно: оно представляет сорок мучеников, по пояс погруженных в замерзающую воду озера.
В момент нашего пребывания подсветка стояла только в левом приделе (левое d-на плане), а вспышкой в таких местах мы не пользуемся принципиально. Поэтому можем привести здесь фото фрески предположительно VI века в её нынешнем состоянии
Наружность здания чрезвычайно проста, но величественна. Кладка составлена попеременно из камня и кирпича, перемычки окон кирпичные. Свет проникает во внутренность разнообразными отверстиями, сделанными в каменной перегородке окна, заменяющей рамы со стеклами, которых употребление в то время было еще неизвестно.
Первоначально работы велись под управлением старшин из Кастель-Россо и под надзором каменных дел мастера Карнава; они состояли в сооружении небольшой церкви над стенами древнего здания, покрытого землей на 4 сажени глубины. Для фундамента сделана выемка в главном нефе: сломаны стены и своды и выведены столбы и арки до горизонта земли для поддержания полов новой церкви.
Работа разрушения была очень тяжела и медленна, потому что древняя кладка, составленная попеременно из рядов тесаного камня и кирпича, связанных сильным цементом, называемым туземцами коросан, чрезвычайно окрепла, и нужно было применять пороховые взрывы для уничтожения драгоценных остатков, пощаженных до сих пор и людьми, и временем.
Понятно впечатление, произведенное этими работами на художника-археолога г-на Зальцмана, в короткое время заметившего и оценившего все историческое и художественное значение разрушаемого здания. На его месте хотели поставить довольно уродливое произведение фантазии какого-то местного архитектора. По сношению с г-ном Дуччи Зальцман остановил работы и занялся раскопкой развалин, в которых открыл описанные выше части. Мысль о постройке новой церкви из обломков старого здания была оставлена, и принято решение возобновить древнюю базилику святителя Николая в первоначальном виде. Управление работами принял на себя г-н Зальцман. Сначала он предполагал откопать все древнее строение, чтобы начать работы сообразно с его расположением и формой, но необходимость скорее открыть церковь для богослужения и многочисленных богомольцев заставила изменить первое предположение: решено было открыть главный неф, две боковые галереи с притворами и возобновить их.
В 1859 году приобретена у турок земля, прилегающая к строению, без чего некуда было свозить выкапываемую землю. Местность эта имеет вид неправильного четырехугольника, частью занятого зданиями и садом, принадлежащими турецкому аге, с которым г-н Зальцман предвидит возможность окончить дело миролюбиво и таким образом приобрести все пространство в пределах древней церкви.
Часовня, в которой теперь совершается богослужение, и могильная плита, служащая алтарем, построены за 160 лет до нашего времени одним благочестивым иноком; она находится во второй левой галерее. Под строением открыта, на глубине четырех сажен, древняя мраморная гробница, которая по всей вероятности, некогда хранила в себе мощи святителя.
Хотя барельефы, ее украшающие, очевидно, не религиозного содержания, но это совершенно согласно с тогдашним обыкновением погребать Умерших в старых гробницах, взятых с языческого кладбища. Известно, что множество христиан хоронились таким образом, даже и в позднейшее время.
На фотографии древней мраморной гробницы святителя Николая, видно, что боковая сторона гробницы почти совсем разрушена. Это объясняется сказанием о похищении святых мощей итальянцами. Массивную мраморную крышу, украшенную двумя фигурами (мужской и женской, в настоящее время с отбитыми головами и изувеченными ногами), было труднее разломать, чем тонкие стенки, и, разумеется, барийцы должны были избрать более легкое средство для достижения своей цели, а потому и сломали тонкую стенку, не заботясь о том, что портили оставленную ими древность.
От себя добавим, стены гробницы испещрены тонкими протоками — древние мореходы пропускали через стенки гробницы вино, которое брали с собой в плавание, потому что Св. Николай считался (и сейчас считаетсчя покровителем путешествующих)
Расположение гробницы как раз под алтарем нынешней церкви и местные предания доказывают, что она хранила в себе мощи Угодника. Сам инок, устроивший часовню, разумеется, руководствовался современными ему указаниями и преданием при выборе места для ее расположения.
При возобновлении базилики нужно будет сломать часовню, которая стоит на поверхности земли, покрывающей придел церкви, в котором расположена подлинная гробница святителя Николая'.
Вот своды, построенные на русские деньги
О дальнейших работах по возобновлению мирликийской церкви и о настоящем ее виде, к сожалению, мы не нашли никаких сведений".
На этом цитата из 1865 года заканчивается. Увы, никаких других работ с тех пор ине производилось. Церковь и сейчас находится в том виде, в котором она здесь описана. Единственно в самые последние годы была возведена лёгкая пластиковая крыша над всем сооружением, полностью закрывшая внешний вид всей церкви. И вокруг турки торгуют, помимо обычного сувенирного туристического набора иконами (!!!), которые сами же и производят в больших количествах.
Турецкое правительство в последнее время активно использует это место в политических целях, соорудив рядом «Площадь
Мира» и допуская раз или два в год службы в храме. Однако остатки мощей Св. Николая, по утверждению турков, оставшиеся в гробнице после барийцев, демонстрируются в краеведческом музее г. Антальи, что никоим образом не
сочетается с декларируемой толерантностью.
Вот в целом и всё. Спасибо тем, кто дочитал. Досмотрите, там ещё бонус маленький в конце 8о)
В качестве бонуса. В самой Анталье в северной части есть небольшой парк Düden Şelalesi. Не знаю. как сейчас, а 10 лет назад турки туда туристов не возили, сами только гуляли. немножко Силалези (Водопад по турецки) оттуда.